FranзaisRussianKyrgyzh
 
     
Новости Я говорю по-французски Посольство Франции в Кыргызстане
 
 
Французский Альянс
Франкофония
Франция-Кыргызстан
О проекте



free counters
 
...

16.07.12

Авиньонский театральный фестиваль этого года проходит с 7 по 28 июля. 66-ой выпуск совпадает с юбилеем, 100-летием его основателя, Жана Вилара. Сегодня в программе, а пропо, мы вернемся к истории театрального фестиваля в Авиньоне, который из частной инициативы давно перерос в явление мирового значения...

Трудно себе представить, что если бы поэт Рене Шар не подумал представить Вилара супругам Зервосам, коллекционерам Пикассо, то фестиваля в Авиньоне могло бы и не быть...

Фестиваля в Авиньоне могло бы и не быть

Идея поставить спектакль в Папском дворце в Авиньоне появилась не у Жана Вилара, а у одного из его знакомых, поэта Рене Шара. Именно он, в разговоре с организаторами выставки современного искусства в Папском дворце в Авиньоне, Кристианом Зервосом и его супругой, предложил организовать параллельный показ спектакля Вилара, по пьесе Т.С. Элиота «Убийства в соборе». Спектакль этот был в 1945 году первым постановочным триумфом Вилара в театре Жака Копо в Париже.

Вот так и появилась так называемая "Неделя искусства", переросшая затем в фестиваль. Суть состояла в том, чтобы организовать своего рода пространство, где выставки работ современных артистов изобразительного искусства -художников и скульпторов- совпадали бы во времени с работой артистов сцены. Свидетель первых дней "Недели искусства", артист Морис Куссоно (Maurice Coussonneau), вспоминал в интервью Франс-Интер, что идея показать спектакль в Папском дворце первоначально совершенно Вилару не понравилась.

" Вилар сомневался. Он думал, что показывать спектакль "Убийство в соборе" в стенах папского двора было бы тавтологией... От предложении работать в Авиньоне он отказался. Но потом, через неделю, мы оказались снова в стенах Папского дворца. Уже темнело. Нас было трое. И мы стояли посреди почетного двора, в полной тишине, как минимум пять минут, не произнося ни слова. И вдруг зашелестел ветер, донеслось далекое эхо и Жан стал читать стихи.. Его голос заполнял пространство, резонируя в стенах дворца. И у нас возникло ощущение, что мы больше не чужие пришельцы в этом квадрате двора. Как будто возникла дружеская связь с этим объемом, который до сих пор был, надо признать, очень холодным... С этого все и началось, с долгого молчания, такое сильное впечатление на нас тогда произвел Папский дворец."

Жанна Моро, Филипп Нуаре, Мишель Буке вышли из «Недели искусства» в Авиньоне, превратившейся с годами в фестиваль

Концепция "Недели искусства" станет почти волшебной формулой. Многие из сегодня известнейших артистов французского театра и кино начинали именно тут. Здесь впервые на сцену поднимется 18-ти летняя Жанна Моро. Здесь, как в творческом улье, в абсолютно спартанских условиях, начинали работать Сильвия Монфор, Филипп Нуаре и Мишель Буке...

Что в результате нашел Вилар в Авиньоне? Чего не было в Париже, где он двадцатилетним приобщился к театральному искусству? Ответ на этот вопрос мы нашли в государственных архивах Франции. Жан Вилар :

"Открытый воздух...кислород... Возможность дышать. Как бы, нечто в подсознании, чего я не мог найти в Париже... Это то, как я хотел бы работать в Париже. Вторая причина - я понимал, что в Париже открыть свой театр мне никогда не удастся, за неимением необходимых для этого средств. И что все же следовало бы основать такой театр во Франции. Пусть даже не в Париже"

Сильвия Монфор приезжает в Авиньоне с супругом, двадцатипятилетним голлистом, участником сопротивления, начинающим писателем… Морисом Клавелем. Его пьеса "Полуденная терраса" будет в числе трех первых постановок Авиньона. Но ключевым событием недели искусства станет постановка в Авиньоне Ричарда Второго, с Жераром Филиппом, звездой киноэкрана. Это 1951 год.

"Жерар был из тех, кто буквально выкладывался в этой работе. Он не только работал над тем, чтобы была хорошей игра, постановка и освещение... Но он был одним из тех, кто с самого начала стал работать над тем, что, банально выражаясь, было нашей миссией, которую нам доверило государство. Нашей задачей было привлечь в театр и выставочные залы не элиту, не столько людей со средствами, но тех, кто был, по причине своего социального положения, далек от вопросов искусства, эстетики. И, главное, следовало преодолеть убеждение представителей несостоятельных слоев населения, что искусство им не принадлежит. Показать, что напротив, это – их достояние."

Революция в театре

В этом, собственно, и заключался новый виларовский подход к театру: эклектичность репертуара, доступность цен, простота сценических средств, вплоть до отсутствия декораций. На основе этих принципов Вилар работает над новым репертуаром Национального народного театра TNP в Париже. Став новым директором театра с 51 года, Вилар включает в его классический репертуар произведения современников - Андре Жида, Камю, Сартра, Бертольда Брехта. Война только что закончилась, прошло только 6 лет... Вилар не только реформатор театральных устоев во Франции... Ему приходится ежедневно бороться за право возглавлять театральное движение. Правые силы обличают его коммунистические симпатии, организуют манифестации с требованием назначить руководителем театра и фестиваля в Авиньоне «более подобающую личность», лишают фестиваль муниципальных дотаций. В 63 году мандат Вилара в театре TNP заканчивается, и он полностью посвящает себя фестивалю. Результат - выпуск 1967 года: в Папском Дворце Показывают кино, а программа спектаклей включает постановку хореографа Мориса Бежара. Жан Вилар считает, что мастерская искусства должна включать все его формы – театр, кино, балет, выставки.

Зарождение Авиньона OFF

В том же, 1967 году, молодой авиньонский автор Андре Бенедетто давал параллельно в Авиньоне свой спектакль, не включенный в официальную программу. Спектакль «Напалм» считается теперь в истории Авиньона первым спектаклем неофициальной программы, программы OFF.

Сегодня Авиньон продолжает традиции виларовской лаборатории искусства. Как и в течение многих десятилетий, под шум цикад и под открытым небом, тут проходят чтения, организованные и спонтанные дебаты.
В официальной программе этого года на видном месте произведения из достояния мировой литературы: «Чайка» Чехова, «Шесть персонажей в поисках автора» Пиранделло, «Враг народа» Ибсена, а на сцене Папского дворца «Мастер и Маргарита» Булгакова...

Сайт Международного Театрального фестиваля в Авиньоне на французском здесь.

Источник www.rfi.fr
 
 
 
Яндекс.Погода
ZAZ
ZAZ

ZAZ

 

 Zaz



 
             
   
Кыргызстан, г.Бишкек,
ул. Исанова 143/1 (пересекает ул.Фрунзе)
тел. +996 (312) 32-39-52, 32-39-53